Как повысить самооценку ребёнку?
Это история про мальчика, которого я знаю практически с младенчества. Сейчас ему 11. Добрый умный парень Саша, которого мало кто понимает и принимает. Да что там, он сам часто бывает недоволен собой. Поэтому самооценка у него ниже плинтуса. Слава Богу, теперь я могу сказать: “Была самооценка ниже плинтуса”. Что же изменилось? Разберу ситуацию с позиции консультанта БанТу, которым и являюсь.
Я уже говорила, что в Карте человека в БанТу есть то, что влияет на его настроение и чувство радости. Это так называемые “регуляторы настроения”, то есть те темы, которые необходимы в жизни конкретного человека, чтобы он чувствовал, что с ним и с его жизнью всё в порядке. Помните? - Успех, Уважение и Ощущения? (Если подзабыли, поищите в моих видео и публикациях в группе.)
Дело в том, что они могут являться для нас, как источником радости и вдохновения, так и причиной боли и разочарования. От чего это зависит? От того, присутствует ли эта тема в нашей жизни в нужном нам количестве. Если да, то у нас меньше вопросов к себе и большая мотивация что-то делать, если нет - наоборот.
Наша степень уверенности тоже заложена в нас с момента рождения. От неё зависит, насколько сильно нас ранит критика и неудачи в особо важных для нас темах. Так наша уверенность связана с нашими “регуляторами настроения”. Чем природная уверенность ниже, тем человек чувствительнее, и тем дольше и глубже он переживает критику и неудачи в важных для него вопросах. Надеюсь, суть вам ясна.
Так что же там у Саши? Его степень уверенности в словах, идеях, решениях от природы очень низкая. Ему нужно дольше готовиться, собираться с мыслями и обдумывать их, прежде, чем что-то сказать. Он крайне чувствителен к критике.
Его регулятор настроения - “Уважение”. Ему крайне важна позитивная реакция на его слова, идеи, решения и т.п. И только он сам знает, в какой именно форме он хочет получать эту обратную связь от других людей: признание, слава, аплодисменты, комплименты…
Собираем факты в кучку: Саша дико расстраивается и ругает себя за то, что не получает уважения в ответ на свои слова, идеи, решения. В итоге он теряет мотивацию стараться что-то делать и просто боится открывать рот.
Пока родители Саши пытались общаться с ним при помощи подавления и обесценивания его слов, а учителям в школе было всё равно, понимают ли их ученики, самооценка мальчика нещадно падала. Он что-то говорил и следом сам себя ругал за то, что сказал. Потом он вовсе перестал отвечать на уроках, чтобы не сказать неправильно и не стать посмешищем. Так он начал получать двойки за молчание. Дома ему не всегда могли помочь. Да и как помочь, когда не понимаешь, в чём причина? Почему твой ребёнок истерит, закрывается, злится на самого себя?..
Вопрос решился неожиданным способом. Родители ему предложили пойти на курсы английского языка, с которым у него в школе были проблемы. Когда я говорю ”проблемы”, я имею в виду, что мальчик приходил в слезах, недовольный собой, а домашняя работа по предмету и вовсе была поводом для личной трагедии. Ситуация усугублялась тем, что отец не понимал его состояния, и вместо помощи (или вместе с помощью) мальчик получал порцию негативных эмоций и такой же обратной связи.
Мы, взрослые, часто хотим, чтобы другие люди, включая детей, соответствовали нашим ожиданиям. Но они здесь не за тем. А наши ожидания - это наша проблема. Перекладывать её на других просто нечестно! У них и своих проблем хватает.
Но вернусь к рассказу. На курсах английского Саша почувствовал себя в безопасном пространстве, раскрылся и начал воспринимать материал. Учитель часто его хвалит, а он в ответ просто расцветает, старается больше, чувствует себя умнее и свободнее.
Со временем Саша смог перенести этот позитивный опыт в свою обычную жизнь, и уроки английского в школе перестали быть поводом для самоуничижения. Теперь он больше открыт новому опыту, и уже говорит о том, чтобы записаться в спортивную секцию, чего в списке его желаний никогда не было. Хотя у него от природы выносливое тело и степень его уверенности в действиях выше, чем в словах.
Вот так, распутав клубок проблем в нужном месте, мы можем решить несколько вопросов одновременно. И БанТу-анализ явно может помочь понять, в чём реальная причина неуверенности и недовольства собой: с чем именно стоит работать.